Социально-психологическое исследование профессии «социальная работа» (профессиограмма социального работника)

С целью более глубокого исследования профессии «социальная работа» мы изучили профессиограмму социального работника[41].

Профессия "Социальный работник" по предмету труда относится к типу - "человек-человек"; по характеру труда является профессией творческого класса[42].

Назначение профессии: оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.)[43].

Основные решаемые задачи[44]:

o изучение личности и ее окружения;

o анализ различных ситуаций;

o предвидение и предотвращение конфликтов;

o установление контакта с детьми;

o создание атмосферы доброжелательности;

o индивидуальный подход в работе с людьми;

o исследование личности, межличностных отношений в микросоциуме;

o выявление конфликтных ситуаций, отклонений в поведении;

o составление рекомендаций по консультативно-коррекционной работе;

o деятельность по реабилитации и реадаптации людей, имеющих отклонение от нормы в физическом, психическом и социальном развитии;

o профилактика явлений дезадаптации социальной, культурной, психологической;

o работа с людьми девиантного поведения;

o помощь в реализации прав и свобод личности;

o помощь в адаптации личности к конкретным жизненным условиям;

o консультирование;

o организация совместной социально-значимой деятельности, поддержка и стимулирование социнициатив личности и микросреды.

Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений, координацию работ, согласование действий.

Специалист осуществляет деятельность в помещении, чаще мобильный, реже за рабочим местом. Деятельность осуществляется неотрывно от коллектива. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.

Профессионально-важные качества[45]:

Профессионально-личностные качества:

− Коммуникабельность, эмпатия, доброжелательность, деликатность, аутентичность, открытость, конкретность, самостоятельность, непосредственность, тактичность в общении, дипломатичность, отзывчивость, чуткость, милосердие, сострадание.

− Организаторские способности, способность поддерживать другого и стимулировать его на развитие собственных сил.

− Бескорыстность, честность, высокая нравственность, ответственность, высокие ценностные ориентации.

− Инициативность, работоспособность, настойчивость, дисциплинированность.

Исходя из вышеизложенного следует, что спецификой составления профессиограммы социального педагога в целях решения задач диагностики прогнозирования его профессиональной пригодности является ориентация на выявление и определение наиболее устойчивых, стабильных психологических качеств личности, которые могут обеспечивать

реализацию конкретного вида социально-педагогической деятельности. В данном конкретном случае мы остановимся на изучении ценностно–мотивационной сферы личности социального работника.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5