Социализация – процесс формирования личности

На протяжении всей своей жизни любой человек постоянно совершенствуется, происходит его социализация

– процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. В ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные. Социализация имеет два не исключающих друг друга понимания:

1. социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязываемые ему его окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью собственного «Я».

2. социализация может рассматриваться так же как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие ожиданиям других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости. Первичная социализация охватывает период детства, вторичная – остальную часть жизни человека. Первичная социализация, по мнению большинства исследователей, оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация как бы накладывается на то, что было приобретено при первичной социализации. Именно семья обеспечивает вход индивида в другие социальные структуры любого уровня. От того, насколько плавно и бесконфликтно осуществлялась социализация, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя человек во взрослой жизни.

Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления индивида о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может либо пройти процесс ресоциализации и усвоить новые представления, либо выбрать асоциальное поведение.

Агентами социализации называют любых субъектов социальной сферы, которые оказывают значимое влияние на этот процесс. Количество и состав агентов социализации различаются в разные периоды жизни человека:

§ в младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, которые постоянно заботятся о ребенке, общаются с ним.

§ в период от 3 до 8 лет кроме родителей, к ним теперь следует отнести так же друзей, воспитателей и др. людей, окружающих ребенка. На этом же этапе в процесс социализации включаются СМИ.

§ в период от 13 до 19 лет, который является исключительно важным в процессе социализации, начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, появляется стремление к риску, независимости и самостоятельности. Этот период характеризуется:

§ изменением роли агентов социализации

§ трансформацией ценностных ориентаций

§ усилением восприимчивости к негативным оценкам окружающих

§ несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

§ противоречием между усилением стремления к самостоятельности и одновременным увеличением зависимости от родителей.

Социализация имеет две основные формы, выбор между которыми во многом зависит от биологических и психологических особенностей человека:

- адаптация – пассивное приспособление к среде, в результате которого личность действует в соответствии с ее требованиями, нормами и ценностями

Перейти на страницу: 1 2