Главные проблемы демографического развития России

Проблема института семьи и брака, а также роста уровня разводов. Можно отметить следующие тенденции в развитии института российской семьи в конце XX в.: 1) снижение брачной активности при расширении практики создания нерегистрируемых брачных союзов, гостевых форм брачных отношений; 2) умаление значимости девственности и брачной верности, ориентация на допустимость компромиссов в семейных отношениях; 3) рост нестабильности семьи, уровня разводов; 4) расширение процесса нуклеаризации семейных ячеек как желаемой модели семьи при снижении ее детности, рост внебрачной рождаемости; 5) растущая ориентация на однонациональную и одноконфессиональную семью; 6) стабильное влияние родителей на социально-психологический климат в семье их взрослых детей.

Теория институционального кризиса семьи объясняет, почему уровень рождаемости во всем мире падает до одно-двухдетной семьи, что автоматически означает депопуляцию. Согласно этой теории, люди были заинтересованы в многодетности только в доиндустриальную эпоху. В те времена выражение «семья – ячейка общества» гораздо больше соответствовала реальному положению дел, чем в нашу эпоху. Семья действительно выступала в роли миниатюрной модели общества.

Семья была производственным коллективом, школой, институтом социального обеспечения, местом проведения досуга. В семье удовлетворялась сексуальная потребность и потребность в детях. Внебрачные связи осуждались общественным мнением.

Наличие детей было необходимым условием для того, чтобы считаться полноценным членом общества. Бездетность осуждалась общественным мнением, а супружеские пары, не имеющие детей, психологически страдали от своей неполноценности.

С наступлением индустриализации положение резко изменилось. Семья утратила свое производственное значение и перестала быть трудовым коллективом. Члены семьи – муж, жена и подросшие дети начинают работать вне дома. Каждый из них получает индивидуальную заработную плату, не зависимую от состава семьи и ее наличия вообще. Соответственно отпадает необходимость в полновластном главе семьи как руководителе семейного производства.

Кроме того, усложнение заданий, необходимых для социализации и последующей трудовой деятельности, приводит к продлению сроков обучения. Если в традиционной крестьянской семье уже 7-летние дети становились хорошими помощниками для родителей, то в современной городской семье дети учатся до 17-18 лет, а если поступают в институты или университеты, то остаются на иждивении у родителей до 22-23 лет. Но даже после того как они начинают работать, они не отдают родителям часть своих заработков и вообще при первой возможности уходят из родительской семьи.

В современном обществе происходит разрушение института брака как договора, в котором муж обязан содержать семью, а жена рожать детей и вести хозяйство. Теперь сексуальное и дружеское общение возможно и без совместного ведения хозяйства, обязательств и пр. Внебрачные дети составляют в России почти 30% от всех родившихся. Всюду внебрачная рождаемость растет, но ее рост не компенсирует падение брачной рождаемости – в целом рождаемость падает. [2]

Усложнение и обострение проблем демо-этнографического и конфессионального развития страны. В настоящее время активизировались процессы созревания национального сознания у представителей разных этносов, но при этом растут и националистические настроения. Видимые национальные недовольства являются результатом длительных ошибок в социально-экономическом развитии страны, создании национально-территориальных образований отсутствовала подлинно научно обоснованная национальная политика. Нет точных данных о национальном составе россиян, в то время как сохраняется мнение о том, что национальность влияет на карьеру и успехи в общественно-политической деятельности. Вот почему данные о численности русского населения в России явно завышены.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5