Теоретические основы организации социальной работы по формированию правовой культуры воспитанников, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с:

· лишением их родительских прав;

· ограничением их в родительских правах;

· признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;

· объявлением их умершими;

· отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

· нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

· уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

· отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

· в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [1].

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей [6].

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – система социальных, экономических, организационных и правовых мер, гарантированных органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленных на создание условий, обеспечивающих равные с другими детьми права на развитие и надлежащие условия жизни [4].

Дети, нуждающиеся в государственной защите – дети, родители которых неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке, нуждающимися в государственной защите [5].

Таким образом, характеристика основных понятий организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей отражает тот факт, что одно из центральных мест занимает правовая культура. Она представляет собой достигнутый уровень развития в правовой организации жизни людей, обусловленный социальным, духовным, политическим и экономическим строем, выражающийся в правовой деятельности, юридических актах, правосознания и правовом развитии субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. В этом общекультурном процессе к сфере правовой культуры относятся успехи и достижения в развитии права и государства, в совершенствовании правовой и государственно-правовой организации жизни свободных людей.

Перейти на страницу: 1 2 3