Теоретические основы организации социальной работы по формированию правовой культуры воспитанников, оставшихся без попечения родителей

В самом общем виде социальная работа представляет собой, по утверждению Гулиной М.А., сложное общественное явление, по организации социальной поддержки, социальной помощи, социальной реабилитации людей и групп, попавших в трудные жизненные ситуации. При организации социальной работы, профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений. Все это содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия [26].

Общество представляет собой взаимодействие индивидов больших и малых групп, которое регулирует их социальное поведение определенной системой норм и институтов, в соответствии с объективно складывающимися потребностями личности. Наряду с этим правовое сознание общества органично связано с правом как целостным социальным институтом, сторонами правосознания и его правовой культурой.

В самом общем виде культура – все то, что создано человеком, является результатом его творчества. Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными и материальными достижениями людей, их успехами в улучшении своей жизни, в совершенствовании форм своего существования [26].

По утверждению Гулиной М.А., современная культура – правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства, представляющая собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод гражданина в качестве высших ценностей [26].

По утверждению Бугаенко Ю.Ю., правовая культура – система ценностей, правовых убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности. Применительно к личности, правовая культура – это знание, понимание права и осознанное исполнение его предписаний [18].

Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии.

Формирование правовой культуры представляет собой сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

Правовая культура является многозначной характеристикой, которая зависит от уровней развития правового сознания населения (насколько информировано в правовом отношении население, каково его эмоциональное отношение к закону, суду и т.д.), правовой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества и всей системы юридических актов (конституция государства, системы нормативно-правовых актов). Взаимосвязь этих элементов состоит в том, что без развития правовых воззрений, без глубоко осознанных и освоенных правовых знаний, правовых установок и устремлений невозможны и соответствующие развитые формы реального права, государства и правового общения.

Перейти на страницу: 1 2 3