Введение

Актуальность исследования. В современном российском обществе проблема социализации молодого поколения – освоение социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, находит отражение в законодательных и иных нормативно-правовых актах, регулирующих жизнедеятельность, ценностные ориентации и общественное мнение молодых людей является неизменно актуальной.

Возникновение противоречий между нормами, целями культуры и существующими институтами вызывает особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и идеалов. Эти изменения происходят без учета реального социально-политического и экономического положения молодежи, особенностей ее возрастных и индивидуально-психологических характеристик, что еще более обостряет проблему в периоды изменения социальных норм.

В Российской Федерации сохраняется тенденция роста социального сиротства. Согласно данным статистики, в 2007 году в округе проживает более 18 тыс. социальных сирот. У 77 % таких детей родители живы, но лишены родительских прав, в большинстве из-за асоциального поведения или по причине пребывания в местах заключения. У 17% детей родители умерли в результате алкоголизма и наркомании. Среди детей сирот 26% состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, 9% – склонны к бродяжничеству, 45% – имеют отклонения в психическом развитии [50, С.4].

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 14% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать, отсутствием необходимых условий. При этом 42% матерей, числятся как матери-одиночки, и 24% детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков, и лишь 17% семей считаются условно благополучными [50, С. 271].

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. В научных публикациях, средствах массовой информации о сложившейся системе государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) описано много противоречий, в первую очередь связанных с гарантированным каждому ребенку правом на семью.

Обобщение современных воспитательных, реабилитационных технологий и корректирующих программ, знакомство и передовым опытом в этой области позволяет в значительной мере изменить сложившиеся стереотипы и подходы в работе с воспитанниками детских домов. Так, к наиболее серьезным недостаткам системы государственных интернатных учреждений социальные работники относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная «персонофицированность» помещений большинства учреждений. Такая невосприимчивость к чужим проблемам, разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое, недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома, вследствие стресса помещения в учреждение и изъятие его из семьи – влияют на развитие личности.

Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. Последствия отставания технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение проявляются в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях. Это проявляется в их социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.

Теоретическая разработанность темы. Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, отражены в работах Белопольской Н.Л., Варывдина В.А., Клемантовича И.П., Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В., Михеевой Л.Ю.

Перейти на страницу: 1 2