Анализ ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики

· вместе с социально-культурными переменами изменились идеология и воспитание, потеряло актуальность трудовое воспитание, образ «героя труда» был заменен «идолами потребления» – все это привело к тому, что престижными стали такие профессии, которые не требуют особых умений и больших затрат труда и времени (поп-звезды, модные журналисты);

· в настоящее время в сознании молодежи отсутствует четкая связь между трудом и зарабатыванием денег: еще в советское время эта связь была ослаблена уравнительным распределением доходов, а сейчас примерами для молодежи служат ситуации, в которых одни зарабатывают огромные деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, полноценно работая, получают несоразмерно малую зарплату.

Образование занимает не последнее место в системе экономических ценностных ориентаций молодежи. Хотя лишь половина молодых людей оценивают его как условие достижения успеха и материального благополучия. Образование, в целом, рассматривается как средство для повышения своего положения на рынке труда, а не как способ приобретения знаний. Данную установку можно объяснить следующим явлением. Система образования сегодня направлена в большей степени на самостоятельное обучение, т.е. какую-то часть информации учащийся должен искать самостоятельно. Этому способствуют современные информационные средства коммуникации. Вместе с тем огромное количество хрестоматийного материала, а также готовых концептов учащиеся различных учебных заведений могут найти в глобальной сети Интернет. Таким образом, современная молодежь в своем большинстве игнорирует использование первичных источников, предпочитая им сокращенные версии в сомнительных интерпретациях. Основной целью преобладающей части молодых людей является получение диплома минимальными усилиями.[19]

Тем не менее, высшее образование, как полагает нынешняя молодежь, представляется гораздо более престижным, нежели среднее профессиональное или среднее специальное. Что, опять же, связано с социальным статусом, а не с получением каких-либо знаний и навыков.

В целом, можно подчеркнуть усиление значения материального фактора в сознании молодежи. Успех и благополучие молодежи во многом определяются материальным положением.

Вышесказанное позволяет сделать выводы:

1. Одним из главных факторов, оказавших большое влияние на изменение экономических ценностных ориентаций российского общества и молодежи в особенности, являются экономические реформы, проводимые в начале 1990‑х годов. При реформировании не были учтены социокультурные традиции общества и состояние экономики того времени. Это привело к тому, что людям пришлось в очень короткий срок приспосабливаться к новым ценностям, вследствие чего в общественном сознании сохранились элементы двух разных ценностных систем.

2. Молодые люди склонны оценивать свое экономическое положение более позитивно, нежели старшие поколения. Однако экономическому состоянию государства в целом молодежь дает негативную оценку.

3. Оценивая экономические реформы, молодежь отдает предпочтение следующему мнению: реформы были необходимы, но их цена оказалась слишком высокой. Касательно государственного регулирования экономики, относительное большинство молодых людей занимают позицию, предусматривающую равные возможности как для государственного управления, так и для развития частного предпринимательства. Однако достаточно большому количеству молодых людей свойственна ориентация на государственно-патерналистскую установку.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5