Теоретические основы изучения ценностных ориентаций молодежи

Говоря о ценностных ориентациях молодежи, следует прежде всего выяснить, чем характеризуется понятие «молодежь» и в чем заключается ее специфика как социальной группы.

В широком смысле, молодежь представляет собой совокупность групповых общностей, образованных по возрастным признакам и по связанным с ними видами деятельности[6]. И.С. Кон определял молодежь как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».

Как специфическая социально-демографическая группа молодежь характеризуется помимо возрастных рамок, еще и наличием определенного места в структуре общества, а также особенностями социального становления и развития. В рамках особенностей молодого поколения можно выделять основные и второстепенные. К основным характеристикам можно отнести физиологические, психологические, возрастные и социально-классовые. Данные характеристики присущи всем молодым людям. Второстепенные же признаки вытекают из основных и проявляются в зависимости от видов деятельности, места проживания и социального статуса молодого человека.

Н.Ф. Головатый выделяет следующие объективные обстоятельства, обуславливающие особую роль молодежи в жизни общества[7]:

· молодежь играет важную роль в народно-хозяйственном производстве, т.к. является единственным источником пополнения трудовых ресурсов;

· молодежь – носитель интеллектуального потенциала общества, она обладает большими способностями к труду и творчеству во всех сферах жизни;

· молодежь способна гораздо быстрее, нежели другие социальные группы, овладевать новыми знаниями, умениями, профессиями, благодаря чему она имеет большую социальную и профессиональную перспективу.

Роль молодежи как объекта и субъекта в историческом процессе развития общества также имеет свою специфику. При вступлении в общественную жизнь молодой человек является объектом социального воздействия окружающей внешней среды: семьи, друзей, институтов образования и т.п. По мере взросления он учится и начинает заниматься творческой деятельностью, становясь субъектом социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Теперь обратимся к понятиям «ценность» и «ценностные ориентации» и рассмотрим специфику ценностных ориентаций молодежи.

П. Менцер дает следующее определение понятию ценности: «Ценность – это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением»[8]. Ценность – это некая значимость объекта для субъекта. Процедура оценивания какого-либо объекта, явления или процесса осуществляется на основании определенных критериев и соответствующими способами, зафиксированными в общественном сознании и культуре.

Ценности всегда субъективны, т.е. то, что является ценностью для одного человека, не является таковой для другого.

С формальной точки зрения, ценности можно разделять на позитивные и негативные, абсолютные и относительные. В зависимости от содержания можно рассматривать ценности вечные, логические и эстетические. Экономические ценности как особый вид ценностей подразумевают значимость материальных благ или таких альтернатив, выбор которых приведет к максимальной выгоде.

В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз выделяют четыре типа ценностных систем[9]:

· смысложизненная система объединяет ценности человеческой жизни, определяет цели человеческого бытия, ценности красоты, добра, свободы, т.е. все общечеловеческие ценности;

· витальную систему составляют ценности сохранения и поддержания повседневной жизни: ценности здоровья, безопасности, комфорта;

· интеракционистская система включает в себя ценности межличностного и группового общения: хорошие отношения, совесть, честность, взаимопомощь;

· в социализационную систему входят ценности, определяющие процесс формирования личности.

Б.А. Барабанщиков выделяет три уровня организации основных видов ценностей[10]:

· абстрактные ценности, наиболее обобщенные; к ним относятся духовные, социальные и материальные ценности;

Перейти на страницу: 1 2 3 4