Особенности социальной адаптации детей на примере Тарногского детского дома. Организация и проведение исследования

В решении проблем респонденты отметили, что чаще обращаются к воспитателям, друзьям и учителям. К социальному педагогу, к психологу, к заместителю директора по УВР они обращаются с проблемами реже.

Полученные результаты говорят нам о необходимости организации социальной адаптации.

Для того чтобы оптимизировать данный процесс, мы рекомендуем следующее:

– реагировать на проблему воспитанника таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней;

– непрерывно повышать активность и ответственность воспитанника;

– ограничивать влияние негативных социальных факторов;

– развивать навыки межличностного общения у учащихся;

– пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию;

– информировать органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков;

– выявлять совместно с психологом и социальным педагогом причины и условия совершения подростками правонарушений;

– проводить первоначальные ознакомительные беседы.

Для измерения уровня социальной адаптации используется методика К. Роджерса и Р. Даймонда.

Данная методика разработана с целью диагностики неприспособленности, выявления отклонений в психологическом состоянии воспитанников детского дома, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения.

Предназначена для школьников 12–17 лет.

Описание методики:

Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов), как свойственные и не свойственные ему (от 0 – совершенно ко мне не относится, до 6 – точно про меня).

Для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы используется социометрия Джекоба Морено[28].

При формировании групп не могли быть учтены пожелания воспитанников, поскольку мы были недостаточно знакомы с ними. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для воспитанников и для руководства выгодно учитывать пожелания при организации деятельности коллектива.

Перейти на страницу: 1 2 3