Особенности социальной адаптации детей на примере Тарногского детского дома. Организация и проведение исследования

3) психолог – Ульяновская Марина Петровна;

4) инструктор по физическому воспитанию – Науменко Сергей Николаевич;

5) музыкальный руководитель – Кузьмина Ольга Валерьевна;

6) библиотекарь – Ульяновская Ольга Николаевна;

7) учитель по швейному делу – Попова Александра Михайловна;

8) медицинские работники – Силенская Светлана Игоревна;

9) учитель по столярному и сапожному мастерству – Попов Павел Николаевич.

Успех воспитательской деятельности по формированию у воспитанников готовности к самостоятельной жизни во многом зависит от усилий педагогического коллектива детского дома:

1) от целенаправленной и систематической педагогической деятельности;

2) от тщательного продумывания и отбора форм и методов работы;

3) от логичного и последовательного планирования этапов деятельности;

4) от отслеживания и постоянного анализа эффективности педагогической деятельности;

5) от своевременной коррекции нежелаемых результатов.

В детском доме проживает 40 воспитанников: 13 девочек и 27 мальчиков, разных возрастов. В детском доме содержаться дети трех возрастных групп: дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях (см. приложение 3, график 1). Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев, материальных и жилищных трудностей, роста внебрачной рождаемости, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, роста числа разводов и, как следствие, изменение отношения к детям.

Основными причинами увеличения числа «социальных сирот» являются:

Ø падение социального престижа семьи;

Ø материальные и жилищные трудности;

Ø межнациональные конфликты;

Ø рост внебрачной рождаемости;

Ø высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни;

Ø рост числа разводов;

Ø распространение жестокого обращения с детьми.

Из полученных нами данных мы видим, что в 3 и 5 классе больше количество учащихся, а дошкольников, первоклассников, второклассников и восьмиклассников по 1 человеку.

В ходе работы по социальной адаптации были вскрыты следующие проблемы воспитанников:

1. Проблемы социального характера:

– перегруженность детей отрицательным опытом, негативными образами, обусловленная изначальными пребыванием в неполноценной, опасной социальной ситуации;

– социальный статус ребенка-сироты – «ребенок государства».

2. Проблемы медицинского характера:

– патологические отклонения в состоянии здоровья воспитанников;

– тяжелые психические травмы, нервные расстройства, задержка развития;

– ослабленность детского организма, отставание в физическом развитии.

3. Психологические проблемы:

– ранняя депривация, деформация эмоционально-чувственной сферы, вызванная недостатком родительской любви;

– эмоциональная холодность, зажатость, отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, а иногда и агрессивное отношение к ним;

– несформированность коммуникативных умений, неумение выстраивать конструктивное общение на уровне «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый»;

– повышенная уязвимость воспитанников детского дома, неспособность к самоопределению, инфантилизм;

– нарушение чувства близкой привязанности к родным (братьям, сестрам).

4. Педагогические проблемы:

– социально-педагогическая запущенность детей;

– девиантное поведение;

– низкий уровень культуры;

– высокий уровень притязаний, эгоизм, потребительское отношение к людям, слабо развито чувство ответственности, бережливости.

По результатам исследования проблем воспитанники отмечают, что сталкиваются с проблемами: в учебе, конфликт с взрослыми (учителя, воспитатели), тоска по дому.

Перейти на страницу: 1 2 3