Социализация воспитанников детского дома

Психологически социальная адаптация выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление ей») и ассимиляции (уподобление себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность, которая, избирательно воспринимает, перерабатывает и реагирует на эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность активно воздействуют на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой её поведения и деятельности [25].

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [31].

Социализация – это процесс становления человека частью социальной общности, какой-либо группы людей, общности. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.

Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.

Существует два подхода сущности социализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступает не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности в обществе, не только адаптируется к обществу, активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Социализируясь, человек реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Родившись, ребёнок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, где каждый человек играет много ролей: семьянина, друга, соседа, жителя города, деревни. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие контактов приводит к тому, что образ роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребёнком из различных источников. У воспитанников формируется представление о своей социальной роли как сироты.

В связи с трудностями социализации не решаются задачи адаптации.

Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют о проблемах развития личности воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Большие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении целеустремленности, что приводит к ослаблению «силы личности». В старшей возрастной группе проявляется в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Для ребёнка, который воспитывается вне семьи, агенты социализации (коллектив, сверстники, воспитатели детского дома). При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми-сиротами своей роли в социальных отношениях.

Очень важен процесс формирования представлений ребёнка о социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто бывают искажены. Отсутствие нормальных для ребёнка контактов (семья, друзья, соседи) приводит к тому, что образ роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребёнком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребёнка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты.

Перейти на страницу: 1 2 3