Содержание процесса социализации

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный.

На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации

– это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации

– это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.[26, С 115.]Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов

социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры, няни, руководители внеклассных кружков и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, милиции, армии, государства, а также сотрудники средств массовой информации и т.д.Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.[37.,С 45].

К числу агентов социализации относятся и средства массовой информации - телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экраном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем газетной. Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых [24].

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, в разной степени влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами

. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы:

Мегафакторы

– космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Макрофакторы

– страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах.

Мезофакторы

- условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации ( радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы.

Микрофакторы

– семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, религиозные и частные организации, микросоциум [15.,С 10-11].