Заключение

Значительные изменения в порядке исчисления пенсий произошли в 1998 г. до 2002 г. механизм исчисления и увеличения государственных пенсий был основан на определении индивидуального коэффициента пенсионера. Увеличение пенсий в этот период было увязано с ростом заработной платы, отсутствовало прямое ограничение максимального размера пенсий, имевшее место до 1998 г., косвенное ограничение задавалось предельным соотношением зарплат, исключалось льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

В последнее десятилетие финансовое Положение Пенсионного фонда РФ было неустойчивым. Появилась задолженность бюджета по пенсиям, сократились поступления страховых взносов. Увеличилась социальная нагрузка на занятое население, обусловленное сокращением численности занятых, старением населения, значительным ростом числа пенсионеров за счет распространенности льготных пенсий.

В период с 1998 г. по 2002 г. снижение реальных размеров назначенных пенсий происходило опережающими темпами как по отношению к денежным доходам населения, так и по отношению к начисленной заработной плате, накапливалась просроченная задолженность по выплате пенсий.

Средний размер назначенных пенсий к 2000 г. был на уровне ниже 80% прожиточного минимума пенсионеров. С учетом фактически сложившейся дифференциации пенсий минимальная пенсия с компенсацией опустилась ниже 50% прожиточного минимума пенсионера. Это потребовало проведения опережающей индексации минимальных пенсий.

С 1 января 2002 г. в России началась широкомасштабная реформа пенсионной системы.

Современная пенсионная система предполагает структуризацию пенсий, вывод части пенсионных накоплений на рынок капиталов, устранение причин появления просрочено задолженности по пенсиям, повышение общих размеров пенсий, установление зависимости между пенсий и страховыми взносами страхователей – работодателей в ПФР, повышение заинтересованности работодателей в использовании легальных схем выплат заработной платы работникам.

В то же время следует учитывать, что нестабильность в финансовой сфере, в том числе высокая инфляция, девальвация национальной валюты, неустойчивость банковской системы, неразвитость инфраструктуры рынка капиталов значительно повышают риски в инвестировании пенсионных накоплений. Поэтому важно создать условия, адекватные достижению целей, поставленных перед пенсионной реформой.