Использование тестовой традиции в социологии

Информация, полученная при тестировании, оперативна, и данные индивида при изменении условий его жизни могут измениться в ту или другую сторону.

Когда называют тест инструментом измерения психики, то имеют в виду количественное выражение получаемых результатов. Следует, однако, помнить, что количественный результат обусловлен двумя главными и относительно не зависимыми друг от друга факторами:

1. Освоенностью данного обобщенного умения, на выявление которого направлено тестирование;

2. Владеньем материалом, использованным для построения заданий теста, что и придает им определенную культурную ориентацию[20].

В социально однородной группе последний фактор будет в значительной степени элиминирован. Если тестируемая группа составлена из индивидов различных по своей социальной характеристике слоев, то тест измерит совместное действие двух разных факторов, и не представится возможным установить раздельно вклад каждого их них.

Понятно, что тестирование осуществляют для измерения глубинных, не поддающихся непосредственному измерению, психологических характеристик человека. На первый взгляд, кажется, что социолог сталкивается со сходной задачей и поэтому использование теории тестов представляется для него весьма заманчивым. Однако сделать это непросто Известно, что понятие теста принадлежит области психологии. Способы общения с респондентами, направленность получаемых результатов у социолога и психолога различны. В отличие от психолога социолог не может позволить себе достаточно тщательное изучение мнения каждого отдельного человека; ему, как правило, требуется опросить большое количество респондентов; его чаще всего интересуют характеристики не столько отдельных людей, сколько разных их совокупностей, и т.д.

Но, несмотря на различие задач, стоящих перед социологом и психологом, тестовая традиция активно внедряется в социологию, хотя здесь множество специфических проблем. Для практического освоения соответствующих подходов необходимо эти проблемы глубоко проанализировать. Начнем с более подробного рассмотрения того, что из себя представляет тестовая традиция.

Совокупность разработанных в психологии тестов весьма разнообразна. Они отличаются и по предмету исследования, и по используемым техническим приемам. Но тестовая традиция неотделима от идей факторного анализа.

Факторный анализ родился в психологии как способ поиска латентных факторов. Именно соображения, лежащие в основе тестовой традиции, привели психологов к разработке специального аппарата, позволяющего проверять гипотезы о наличии подобных факторов: выделять во множестве наблюдаемых признаков «пучки» связанных друг с другом, усматривать за каждым таким «пучком» некоторый латентный фактор и находить его значения для каждого респондента. Собственно, факторный анализ - это просто четкое выражение идей тестового подхода. Факторный анализ - (factor analysis) — многомерная статистическая методика (гр. methodike) - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В социолог ., в которой соотношения (или корреляции) между большой совокупностью - множество случаев, относительно которого делаются те или иные выводы. наблюдаемых переменных объясняются в терминах небольшого числа новых переменных, называемых факторами. Эти идеи зародились в работах - любой вид деятельности, который осуществляется за определенное вознаграждение. по корреляции Гальтона и Спирмена и получили дальнейшее развитие - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововв ., прежде всего в исследованиях интеллекта (intelligence). Уровень умственного развития, измеряемый тестами, в частности, IQ. . Наибольшее применение они нашли в психологии и социологии. Основная методика - «направленная переменная - любое свойство (атрибут, характеристика) измеряемых объектов, которое изменяется от объекта к .», то есть без различия между независимой и зависимой переменными в совокупности данных. Анализ (от греческого analysis -разложение) - 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элемен . состоит из четырех этапов. Первый направлен на получение матрицы корреляций, в которой каждая переменная в совокупности данных соотнесена со всеми другими. Следующий шаг - извлечение факторов с целью - модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведен . определения минимального числа факторов для адекватного объяснения наблюдаемых корреляций между первоначальными переменными. Если их число близко к первоначальным переменным, то смысл в факторном анализе невелик. Цель третьего (факультативного) шага - вращения - состоит в установлении более простых и легче интерпретируемых факторов. Если получена удовлетворительная модель (лат. modulus - мера, образец) - объект-заместитель, который в определенных условиях может замен ., на четвертом этапе вычисляются значения коэффициентов для каждого фактора - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные е . каждого случая в совокупности данных. Факторные значения могут использоваться в последующих исследованиях. Факторный анализ - метод многомерной математической статистики, применяемый для измерения взаимосвязей между приз . вызывает много критики (Чатфилд и Коллинз, 1980). Наблюдаемая матрица корреляций - квадратная таблица, содержащая коэффициенты корреляции между всеми возможными парами переменны . вообще рассматривается как построение с использованием результата корреляционных значений. Следовательно, необходимы обычные предположения об интервальном измерении, среднеарифметических распределениях и однородности разброса. Кроме того, методика считается довольно грубой. Есть и еще проблемы: различные методы (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совок . извлечения и вращения имеют тенденцию давать иные решения, а также трудно значимо интерпретировать четко выявленные в анализе Несмотря на найти другие более взвешенные решения, факторный анализ остается полезным исследовательским инструментом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6