Чувашская Республика

Современное положение дел в управлении образованием характеризуется, прежде всего, тем, что наметился переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальной значимости проводимых преобразований, в условиях динамично меняющейся, социально-экономической ситуации, принятие эффективных управленческих решений невозможно без соответствующего информационного обеспечения. В системе образования Чувашской Республики активно внедряются методы программно-целевого управления, и программы развития образования. В Чувашской Республике в течение последних лет происходит активный процесс модернизации существующей системы информационного обеспечения принятия управленческих решений, в системе образования. Преобразования связаны сразу с несколькими векторами, определяющими развитие ситуации - это модернизация системы мониторинга и статистики образования в рамках проекта «Реформа системы образования», структурирование системы индикаторов для оценки состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях и разными потребителями такой информации, формирование системы надзора и контроля в сфере образования. Результатом преобразований станет система оценки качества образования. Результаты, достигнутые в ходе проектных преобразований и реализации целевой программы развития системы образования Чувашской Республики, в 2006-2009гг. можно определить так:

- проведен анализ состояния действующей системы мониторинга и статистики образования региона;

- разработана модель, представленная в виде технологической схемы региональной системы мониторинга и статистики образования, определены цели и задачи, схема функционирования «Разработка технологической схемы функционирования системы мониторинга и статистики образования Чувашской Республики»;

- сформирован оптимальный перечень баз данных информации о состоянии и развитии образовательных учреждений на уровне муниципалитетов;

- определён порядок информационного обмена и взаимодействия между региональным центром мониторинга и муниципальными мониторинговыми службами;

- согласован перечень показателей для экспериментального рейтинга муниципальных образовательных систем и ОУ по приоритетным направлениям развития системы;

- апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования;

- начато формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования республиканской и муниципальных служб образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- подготовлена нормативно-правовая база системы мониторинга и статистики - проекты решений, распоряжений, приказов, предложений для внесения в уставы учреждений и организаций, положение об обмене данными и т.д.;

- подготовлен и утвержден комплекс индикаторов «Разработка индикаторов мониторинга системы образования Чувашской Республики»;

- ведется выбор программного продукта для СОКО. Имеется несколько разработок, но не решены проблемы их взаимосвязи и адаптации друг к другу;

- апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования.

Таким образом:

1. Выработана единая система требований к качеству образования, обеспечивающая максимальное соответствие между образовательными потребностями и возможностями самой системы.

2. Создана модель республиканской службы образовательной статистики и мониторинга качества образования, опыт формирования и функционирования которой может быть внедрен в другие регионы.

3. Сформированы отдельные готовые блоки для единой региональной системы оценки качества образования.

Вместе с тем работа в республике по этому направлению, безусловно, должна быть продолжена. Реализация мер, заложенных в рамках целевой программы развития системы образования, скорректированная под задачи комплексного проекта, предполагает следующие основные шаги в данном направлении:

- формирование модели региональной службы оценки качества образования (как структурного элемента единой федеральной системы), увязывающей в комплекс мониторинг и оценку состояния развития образовательных систем, аттестацию учащихся, лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих кадров, мониторинг индивидуальных достижений учащихся, а также реализацию функций контроля, надзора и инспектирования в образовании;

- подготовка кадров для системы оценки качества образования;

- выбор и апробация программной среды для сбора, актуализации и первичной обработки информации и обеспечения доступа к ней различных групп пользователей;

Перейти на страницу: 1 2