Заключение

Среди трудовых ценностей для молодежи наиболее актуальными являются материальные и статусные. Имеет место стремление к стабильности. В системе трудовых ценностей современной молодежи существуют противоречия. Теряется значимость ценности самого труда. Слабеет связь между трудом и зарабатыванием денег. Образование служит в большей степени средством для повышения социального положения и конкурентоспособности на рынке труда. В настоящее время очень высок престиж высшего образования.

В целом, заметно выросло значения материального фактора в системе ценностных ориентаций молодежи.

Необдуманно проведенные экономические реформы определяют главную проблему ценностных ориентаций молодежи, заключающуюся в сочетании ориентаций двух противоречащих, конфликтующих ценностных систем: западной и традиционной. Среди традиционных ориентаций в сфере экономики можно выделить: ориентацию на коллективный труд; на получение образования с целью приобретения знаний и умений; на реализацию своего трудового потенциала в интересах общества; на значимость труда как такового; на государственно-патерналистскую установку, предполагающую покровительство и опеку государства по отношению к его гражданам, а также контроль и определяющую роль государства в экономической сфере. К рыночным ориентациям можно отнести: ориентацию на индивидуальный труд, на построение индивидуальной карьеры; на получение высшего образования как средства для повышения своего социального статуса и положения на рынке труда; на материальное благополучие, на получение большего заработка с минимальными затратами труда и времени и ориентацию на либеральный путь развития экономики; на частичное регулирование экономики государством.

Следствием радикальных перемен стал ценностный кризис всего общества, отразившийся на ценностных ориентациях современной молодежи как в целом, так и в сфере экономики. А одним из важнейших условий формирования гармоничной системы ценностных ориентаций служит наличие национальной идеи и общей для страны идеологии.

Проблема национальной идеи и идеологии страны усиливается противоречием действий государственной власти. В частности наличием в Конституции РФ статьи о том, что никакая идеология не может утверждаться в качестве государственной.

Б.Е. Андюсев утверждает, что большинство вариантов, предлагаемых в качестве национальной идеи, отражают узкие политические цели или характеризуются бессистемностью. Он предлагает рассматривать как национальную идею российскую цивилизацию, объясняя это пониманием России как третьего интегративного типа цивилизаций, сочетающего опыт Запада и Востока. Среди основных элементов структуры модели российской цивилизации Б.Е. Андюсев называет следующие. В центре стоит традиционная полиэтническая духовность и культура. К остальным четырем компонентам относятся: державность, предполагающая сильную государственную власть; гражданственность, уравновешивающая державность и сдерживающая перерастание демократии в деспотизм; соборность, обозначающая социальное единение всех граждан, и патриотизм как ментальный базис державности, гражданственности и соборности.

Таким образом, национальная идея и государственная идеология служат важнейшим условием формирования системы ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики.

[1] Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М., 1966.

Перейти на страницу: 1 2 3