Формирование системы ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики

· высокая степень централизации государственной власти и государственного регулирования экономических, межэтнических и социальных отношений;

· взаимодействие и интеграция культур и религий;

· особая роль духовно-религиозного компонента;

· сосуществование государственного и традиционного (обычного) права и правовой выбор личности.

Поэтому особенно важным является значение российской цивилизации как цивилизации, основывающейся на опыте интеграции двух полюсов.

Российская цивилизация представляет собой новый тип мировых цивилизаций. Это цивилизация интегративная, традиционно-прогрессивная. Она имеет устойчивое традиционно-консервативное ядро. Но для нее характерно наличие широкого и гибкого защитного пространства культуры, открытого внешним новациям.

Б.Е. Андюсев утверждает, что «в центре российской модели миропорядка стоят: полиэтничность, поликонфессиональность, опыт интеграции цивилизационных полюсов на обширном социо-географическом лимитрофе, взаимосогласие и ведущие добровольные формы политической соорганизации этносов и общественных элит».

Он предлагает рассматривать российскую цивилизацию контексте понимания ее в качестве национальной идеи. По мнению Б.Е. Андюсева, структура модели российской цивилизации содержит пять компонентов. Центральный компонент, который является выражением поликомпонентного ядра российской цивилизации – это традиционная полиэтническая духовность и культура. Другими словами, это комплекс систем ценностей, духовно-религиозных воззрений и верований, обрядов, менталитета и стереотипов поведения, языка, достижений культуры представителей всех этносов, религиозно-культурных конфессий и общественных групп Российской Федерации.

Остальные четыре компонента условия баланса ценностей, баланса прогресса и традиций, их сохранения и развития. К ним Б.Е. Андюсев относит державность, гражданственность, соборность и патриотизм.

Для России упадок государственности всегда заканчивался хаосом и смутой. Отказ от сильного государства вел к обесцениванию жизни человека и трагедии личности. Державность – это форма взаимосогласования интересов центра и регионов, взаимной ответственности власти и личности. Державность предполагает сильную властную вертикаль с правовым обеспечением функций ее ветвей; обеспечение баланса достоинства личности и достоинства власти.

Гражданственность и правовое общество служат своеобразной системой противовеса державности, гарантии сдерживания тенденции перерождения демократии в деспотию. Формирование гражданского общества должно осуществляться не на основе безоглядной «вестернизации», а с учетом исторических особенностей правовой культуры всех народов Российской Федерации. Важно заметить, что в России высшей оценкой была нравственная оценка власти, а отношение к закону зависело всегда от степени уважения к власти.

Соборность – социальное единение граждан независимо от политических, этнических, конфессиональных и других интересов. Соборность в России традиционно опиралась на духовность, выборность и ответственность, систему обратной связи центральной власти и самоуправления регионов.

Патриотизм Б.Е. Андюсев рассматривает как внутреннюю осознанную потребность в самоидентификации по отношению к своей общности, культуре, истории, стране и ее национальным интересам. Патриотизм – это ментальный базис державности, гражданственности и соборности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4