Введение

Актуальность темы курсового исследования.

Молодежь представляет собой не только будущее общество. Она ответственна за жизнь старшего поколения и воспроизводство нового, за сохранение и развитие страны, за преемственность ее культуры и истории.

Согласно Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации, молодежь является объектом национально-государственных интересов, одним из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.

Молодежь является органической частью общества, поэтому ее жизнедеятельность обусловлена социально-экономическими, политическими и культурными условиями. В то же время молодые люди также могут оказывать влияние на внешние условия. Огромную роль в данном случае играют ценностные ориентации молодежи, задающие направления деятельности как молодых людей, так и общества в целом. Таким образом, от сегодняшних ценностных ориентаций молодежи напрямую зависит будущее страны. Готовность действовать согласно определенным общественным установкам и ценностным ориентациям является одним из важнейших факторов, обеспечивающих активность молодежи в становлении экономически сильного, политически стабильного государства.

Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежутке времени.

Особый интерес для изучения представляет система ценностных ориентаций молодежи в современной России. Российское общество переживает системный кризис, коснувшийся всех сторон жизни общества. Изменения произошли и в ценностной системе общества. Ценностный кризис нашел свое отражение в системе ценностных ориентаций молодежи.

Степень изученности темы.

Ценностные ориентации молодежи стали изучаться еще с 60-х годов XX в. Примером этого могут послужить труды А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, описавших отношение к труду и ценностные ориентации личности с точки зрения социологии[1].

Проблему модернизации и национальной экономической ментальности, а также влияние ментальности на экономическое поведение граждан в современной России рассматривали Е.С. Балабанова[2] и Т.С. Вуколова[3].

Н.Ф. Головатый занимался изучением особенностей молодежи, ее интересов, потребностей, деятельности во всех сферах жизни и ее роли в обществе[4]. Он также рассматривал ценностные ориентации молодых людей и особенности удовлетворения их жизненных потребностей в рамках социологии молодежи.

В.Т. Лисовский, основываясь на проведенных им исследованиях, дал анализ духовного мира, интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, любовных и семейных ценностей молодёжи в разные эпохи[5].

Проблема исследования

заключается в противоречии ориентаций старой, советской системы ценностей и новой, западной, ориентированной на рыночную экономику.

Объектом исследования

являются ценностные ориентации молодежи. Предмет исследования

представляют особенности ценностных ориентаций молодежи в экономической сфере.

Цель курсовой работы

заключается в изучении особенностей ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики и разработке рекомендаций по формированию гармоничной системы ценностных ориентаций молодежи.

Задачи исследования:

· дать характеристику теоретическим основам изучения ценностных ориентаций молодежи;

· проанализировать особенности ценностных ориентаций молодежи в сфере экономики;

· разработать рекомендации по формированию целостной гармоничной системы ценностных ориентаций молодежи.

Теоретико-методологическая основа исследования

базируется на теории ценностей А.Г. Здравомыслова. Исследование опирается на теоретико-методологические принципы, заложенные в работах российских специалистов в области социологии молодежи А.И. Запесоцкого, Н.Ф. Головатого и В.Т. Лисовского. В курсовой работе использовались методы анализа, сравнения, обобщения при рассмотрении ценностных ориентации современной молодежи в сфере экономики и выявлении ценностных ориентаций традиционной и западной систем. Также в работе использовались исторический метод и цивилизационный подход при определении роли России в мировой истории.

Эмпирическую базу исследования

составили результаты репрезентативного опроса молодежи России, проведенного в ноябре 2002 года по гранту Исполнительного директора Фонда поддержки демократии (National Endowment for Democracy, USA), при котором были опрошены 1264 респондента. В курсовом исследовании также использованы данные социологических исследований молодежи, проведенных сотрудниками НИИКСИ СПбГУ в 2006 году в Санкт-Петербурге, Москве и городах провинции, выборка 705 человек.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.