Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в Тарногском детском доме

Из таблицы 4 мы видим, что данные П. Анастасии (адаптация, принятие себя, непринятие других, эмоциональный комфорт, доминирование) не соответствуют нормам. Девочка дезадаптированна, то есть не приспособилась к новым условиям среды. Напринимает себя, напринимает других (в социометрии сделала два выбора, а сама получила один), она не стремиться к общению, потому что испытывает эмоциональный дискомфорт, поэтому в социометрии она в «зоне пренебрегаемых».

Данные В. Виктории показывают, что она не принимает других, поэтому у девочки в группе мало друзей, находится на границе «зоны предпочитаемых» и «зоны пренебрегаемых».

По результатам исследования мы рекомендуем обратить внимание на П. Анастасию и В. Викторию. Провести беседы с воспитанниками 6 группы. Помочь девочкам проявить себя, доказать, что они нужны коллективу. Чаще подчеркивать их способности, положительные качества.

Таким образом, мы измерили степень сплоченности, выявили внутригрупповых «авторитетов» по признакам симпатии и «отвергнутых» по признакам антипатии.

Учитывая полученные результаты, мы считаем возможным, рекомендовать педагогическому составу детского дома:

– создавать эмоционально – комфортную обстановку для воспитанников;

– удовлетворять важнейшие потребности – в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;

– включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;

– в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка;

– одна из важнейших проблем в детском доме – потребность детей-сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную перегрузку воспитателей, рекомендуем уделять каждому ребенку персонально 15–20 минут в день, но в эти минуты сосредоточить свое внимание исключительно на нем;

– учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения;

– использовать полученные нами данные для реструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности, чтобы социальная адаптация имела положительную динамику.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5