Возрастная специфика социально-психологической работы с осужденными

В рамках данной возрастной группы можно выделить отдельную подгруппу: до 35 лет, когда человек еще может сделать выбор между увеличением дистанции от общества («махнуть рукой» на возможность организовать свою жизнь, так как это принято в обществе) и дальнейшими усилиями в этом направлении.

При работе с осужденными указанной возрастной группы необходимо иметь в виду возможность рецидива после освобождения по психологическим причинам, именно в силу особенностей процесса идентификации у осужденных этой возрастной группы: связывать себя именно с тюремной системой

Таким образом, главное психологическое умение, которое «поражается» при углублении не конструктивности адаптации в среднем возрасте - это способность человека взаимодействовать в коллективе, то есть использую официально введенные нормы и правила (как продолжение неконструктивной адаптации в более раннем возрасте).

В работе с осужденными третьей возрастной группы (старше 55 лет) необходимо учитывать, прежде всего, возрастные изменения и особенность представленности возрастного фактора в ИУ. В литературе широко освещен факт зависимости характера мышления, душевного здоровья престарелого человека от понимания смысла собственной жизни, а также от его роли в актуальном микроокружении как носителя жизненных ценностей.

Практика работы показывает, что если отсутствует процесс усложнения потребностей в направлении вычленения духовных, то личность пожилого человека очень быстро становится чрезвычайно примитивной.

Основные социальные ценности в данном возрастном периоде присутствуют в «свернутом» виде именно непреходящих духовных ценностей, носителем которых может стать человек только по достижению определенного возраста.

К сожалению, в реальности с такими примерами приходиться сталкиваться крайне редко. Чаще всего, а именно в колонии, для лиц этого возраста характерны крайняя примитивность личности как отражение сочетания естественных физиологических процессов (старческая астеничность) и неразвитости личности (что проявляется в детскости психики – плаксивости, истероидности и т. д.)

В обычной жизни люди разных возрастов в неформальной среде сталкиваются крайне редко, все общение сводится к разговорам в курилке во время перерывов. И это естественно, так как в однородной культурной среде (христианской) традиционная ценностная тематика у представителей разных возрастных групп реализуется совершенно по-разному.

В своих трудах авторы А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков говорят о том, что в исправительных учреждениях в постоянный процесс коммуникации задействованы люди самых разных возрастов. Особенно это обстоятельство актуально для колоний общего режима. Характерной чертой коммуникативного процесса в исправительном учреждении является то обстоятельство, что те социально положительные характеристики, с которыми традиционно ассоциируется зрелый возраст (надежность, терпение, некоторая снисходительность и т. д.) здесь большого значения не имеют. Для того, что бы их культивировать необходимо постоянная связь с кем - то личностно значимым вне ИУ. Вне этих социально положительных и личностно значимых отношений лучше адаптироваться в ИУ имеют возможность осужденные с небольшим жизненным опытом.

Такие молодые осужденные чаще всего без навыков самодисциплины испытывают большие трудности на первом этапе отбывания наказания, что делает их опасными для администрации и самих себя. Однако когда устанавливается личностно значимая для осужденного коммуникация между ним и конкретным сотрудником администрации ИУ адаптация и дальнейшее отбывание наказания происходит значительно лучше.

Таким образом, можно предположить, и практика работы с осужденными это подтверждает, что группы типологии осужденных можно разделить следующим образом:

1. Осужденные с максимально выраженными признаками неконструктивной адаптации (с высокой степенью социально-психологического отчуждения). Мотивация к право послушному поведению или отсутствует или связана со страхом перед еще более строгим наказанием и психологической усталостью от уголовного преследования государства.

Первая возрастная группа (для общего режима 18-30лет): признаки отсутствия родительской семьи как института (длительный срок проживания вне семьи, побеги из дома, ранние судимости). Признаки не успешности образовательного и профессионального пути (раннее прекращение учебы, длительный период не работал и не учился). Отсутствие навыков общения в социально положительной среде неформального общения (длительное употребление наркотиков). «Центром тяжести» формирования социально неконструктивной адаптации (девиантного поведения) является невыполнение семьей осужденного (родителями или лицами их замещающими) своих социально-психологических функций, формирование психологического отчуждения от ценностей семьи и такого способа социальной адаптации, который является социально неконструктивным, хотя личностно приемлемым (на тот момент).

Вторая возрастная группа (30, 35 –55 лет): признаки неконструктивной адаптации вследствие психологического отчуждения от ценностей, прежде всего, добросовестного регулярного общественно полезного труда. Данный процесс сопровождается неумением и нежеланием личности прилагать усилия к устойчивому взаимодействию в формализованном коллективе и семьи, как следствие несформированности стереотипов семейно-брачного поведения в прошлом и деструкции ответственности за близких.

Перейти на страницу: 1 2 3