Методика «Ценностные ориентации»[47]

Следующая представляемая методика для исследования мотивации у молодых людей «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич).

Система ценностных ориентаций

определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям. Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

1) терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Этот класс отвечает за нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, структуру ценностей;

2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Данный класс отвечает за ценности на уровне поведения, индивидуальные приоритеты, проявляющиеся в социуме.

По результатам денного теста психолог устанавливает индивидуальную закономерность в выстраивании испытуемым системы ценностных ориентаций.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

В связи с тем, что в основе данной методики лежит прямое ранжирование списка ценностей, то ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого, и, соответственно, ее надежность снижается. Данные по этой методике рекомендуется подкреплять данными других методик.