Заключение

В нашей работе мы рассмотрели различные подходы к определению сущности политического сознания, рассмотрели его структуру, виды и особенности формирования; выявили особенности студенческой молодёжи как социальной группы; изучили публикации, посвящённые анализу результатов социологических исследований политического сознания студенческой молодёжи последних лет.

В результате мы пришли к следующим выводам:

1. Политическое сознание выражает отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям, а также к политическим правам и свободам граждан.

Политическое сознание выполняет в обществе следующие функции:

-политическое целеполагание;

- политическое программирование;

- нормотворческая;

- научно - познавательная.

По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются обыденный теоретический уровни политического сознания. По содержанию политическая социология выделяет консервативное, либеральное, реформистское, революционное, тоталитарное, авторитарное, демократическое и другие конкретные типы политического сознания, По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

В структуру политического сознания входят политические знания, политические интересы, общественные настроения, общественное мнение, политические чувства, политические убеждения.

2. Политическое сознание формируется в процессе политической социализации индивида. Политическая социализация индивида - это процесс, в ходе которого у него формируется определенная картина политического мира, накапливается опыт политической деятельности и политического общения.

Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы.

Политическая социализация выполняет следующие функции:

- определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;

- формирует представление о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

- определяет отношение индивида к окружающей социальной среде и политической системе;

- вырабатывает определенное отношение индивида к существующей в обществе и государства политической символике;

- формирует способность и потребность в познании окружающего мира политического;

- создает убеждения и отношения, являющиеся для индивида кодом политической жизни.

Успешность процесса политической социализации во многом зависит от её агентов.

3.Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого. Особую часть молодёжи составляет студенчество. Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции.

4.Социологические исследования особенностей политического сознания студенческой молодёжи свидетельствуют об отсутствии какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании, что сказывается и на особенностях политического сознания молодёжи. Политика не является приоритетной сферой интересов молодежи. Интерес молодежи к политике носит в основном ситуативный характер. Основная форма интереса молодежи к политике - информационная; источником информации, как правило, являются СМИ. Большая часть студенческой молодежи находится под воздействием политических мифов. У нее прослеживается отсутствие четкого представления о реальной действительности.

[1] Ильинский И. М. Молодёжь в процессе развития //www.ilinskiy.ru

[2] Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи.- М., 2007.

[3] Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // СОЦИС- 2007,- № 6. С. 29 - 36.

Перейти на страницу: 1 2