История и практика измерения потребительских настроений населения

Методика анализа ИПН (индекса потребительских настроений) имеет достаточно давнюю историю.

Родиной индекса потребительских настроений являются Соединенные Штаты Америки. Именно там для изучения намерений, настроений и поведения потребителей по инициативе Дж. Катоны из Мичиганского университета в 1946 г. начали проводиться первые опросы потребителей.

Уже в 1950-е годы группа исследователей Мичиганского университета под руководством Дж. Катоны разработала методику построения агрегатного индекса потребительских настроений (Consumer Sentiment Index), которая с минимальными изменениями используется ныне во многих странах мира.

Индекс потребительских настроений (ИПН) строится на основе систематических социологических опросов населения.

Индекс потребительских настроений обладает следующими преимуществами:

1. ИПН представляет собой инструмент, который отражает и в определенной степени прогнозирует развитие событий в условиях ускоренных изменений общественной среды;

2. ИПН, помимо прогноза покупательской активности населения, дает ответ и на более общий вопрос: об уровне и, самое главное, динамике оптимизма в отношении экономического и социального развития в целом. Индекс потребительских настроений - как совокупный индекс, так и отдельные его частные составляющие - показывает не абсолютные величины (т.е. распространенность) соответствующих оценок и мнений, а меру или степень их "позитивности" (знака) в каких-либо временных или групповых сопоставлениях.

3. ИПН обладает большим прогнозным потенциалом. Эти свойства ИПН обусловлены тем, что вопросы, на основе которых он строится, фокусируются на понимании того, как потребители трактуют информацию о текущем и будущем развитии экономики. Так, известно, что реальный спрос на автомобильном рынке идет с квартальным опозданием вслед за самооценкой населением своих потребительских намерений (см. приложение 1).

4. ИПН является уникальным макроэкономическим индикатором, позволяющим проводить независимую негосударственную экспертизу эффективности экономической политики государства.

Все проекты, направленные на анализ ИПН, дают оценки "по стране в целом" и не позволяют выделить содержательные различия в потребительских настроениях жителей различных регионов. С тем, чтобы обеспечить возможность проведения сравнительного анализа на уровне отдельного региона / города, Ассоциация региональных социологических центров "Группа 7/89" инициировала проект РИПН – региональный индекс потребительских настроений.[10]