Социальные и нравственные проблемы формирования личности в российской семье

Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья предоставляет условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и социальную.

Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Социальная деформация семьи связана с нарушением системы взаимоотношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору социальной деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что социальная деформация семьи, нарушение системы отношений, ценностей, традиций в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеющиеся данные социологических исследований свидетельствуют, что хотя родители как пример для подражания отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными социально значимыми близкими лицами и в этом возрасте. В ходе проведенного в марте 2005 года в г. Курске социологического исследования было установлено, что для нормального социального развития ребенка необходимо, чтобы он в непосредственной близости видел примеры жизненной роли - мужской и женской. Это обязательное условие мужской идентификации у мальчиков и женской у девочек, которая наступает позже. И если отец (или мать) воспитывают ребенка в одиночку, то он (или она) должен дать сыну или дочери достаточно стимулов, как из мужского, так и из женского мира, для чего одинокому родителю придется перешагнуть границы своей половой принадлежности, то есть выступать сразу в двух лицах или двух ролях, что сделать очень сложно. В неполной семье сложнее сформировать у ребенка правильную социально-половую идентификацию. Модели для такой идентификации ребенок вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости и какого качества.

Несомненной является зависимость между неблагоприятным микроклиматом в семье и асоциальным поведением ребенка. Неблагоприятный микроклимат в семье создает почву для возникновения отклонений в процессе социализации ребенка. Поведение детей из неблагополучных семей, часто является асоциальным. Ребенок усваивает искаженные формы межличностного общения. Отношения между родителями в неблагополучных, конфликтных семьях демонстрируют модель асоциального поведения.На основании данных исследования можно заключить, что к числу наиболее важных факторов формирования гармоничной личности, по нашему мнению, относятся:1) внутрисемейные отношения (между супругами, родителями и детьми);2) нравственный пример родителей;3) организация жизнедеятельности семьи;4) уровень культуры родителей и их образования;5) степень ответственности родителей.Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях социально-экономического кризиса и ухудшения жизни населения проблемы формирования личности ребёнка в семье достигли предельной остроты, и их решение стало жизненно необходимым.