Заключение

Наибольшее влияние на развитие буржуазной социологической мысли оказали, пожалуй, идеи Макса Вебера, вошедшие в качестве составных элементов в концепции социального познания «теории социального действия», «критической социологии» Франкфуртской школы, а также отдельные аспекты философско-социологического учения Дж.Г. Мида. Но единственной теорией понимания, сформулированной еще в 30-е годы и активно обсуждаемой, анализируемой, дискутируемой и поныне, стала феноменологически обоснованная концепция понимающей социологии А. Шюца.

В заключение ‑ несколько слов о роли и функциях «понимания» в системе буржуазного обществоведения. В настоящий момент в буржуазной философии и социологии налицо значительное возрастание интереса к проблематике понимания. Не случайно перечень рассматриваемых нами версий понимания почти совпадает с перечнем наиболее влиятельных ныне в буржуазном мире философско-социологических течений и направлений. Характерно, что интерес этот не только свойствен концепциям, предрасположенным к проблематике понимания в силу своих мировоззренческих и теоретико-методологических посылок (например, феноменология), но коснулся даже позитивизма, издавна известного как принципиальный противник неверифицируемых «спекуляций» относительно сознания, субъективности и т.п.

Причиной усиления «понимающей» тенденции стал кризис буржуазной социологии, с особой остротой развернувшийся во второй половине 60-х и в 70-е годы XX века.

[1]Abel Th. The Operation called Verstehen. ‑ The American Journal of Sociology, 1948, vol.54, N3. Данная работа, хотя и написана сравнительно давно, стала своего рода запальной свечой, послужившей поводом для начала дискуссии, не утихающей до сих пор. Материалы этой дискуссии, исторический обзор проблематики и анализ современных тенденций приспособления понимания к потребностям эмпирического исследования см в кн.: Verstehen: Subjective Understanding in the Social Sсiences /Ed. by M. Truzzi. Reading (Mass.), 1974. См. также: Brande L. Die Verstehende Sociologie: A New Look at an Old Problem. ‑ Sociology and Social Research, 1966, vol.50, N2; Baar K. Max Weber and the Process of Social Understanding. ‑ Sociology and Social Research, 1967, vol.51, N2; Markos G. The Model of Man and the Problem of Understanding. ‑ Revue Internationale de sociologie, 1969, vol.5, N3; Diquattro A. Verstehen as an Empirial Concept. ‑ Sociology and Social Research, 1972, vol.57, N1; Leat D. Misunderstanding Werstehen. ‑ The Sociological Review, 1972, vol.20, N1.

[2] Вебер М. Избранные произведения: Основные социологические понятия. Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М., 1990. С.602-643.

[3] Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org