Новые смыслы к понятию супервизии

В зависимости от того, в какой области психотерапии она проводится в рамках психоаналитического метода материалом для обсуждения могут служить перенос, контрперенос, подсознательное, бессознательное, анализ бессознательного, конфликты подсознания — то есть то, что свойственно психоаналитической работе. И работа ведется в этом направлении. В гипнотерапии речь пойдет скорее о других вещах: о каких-то физических реакциях, о том, как удается устанавливать контакт, вызывать ситуацию глубокого доверия для работы. В этом случае важны уже собственно технические вещи.

Но, в целом, личностный рост присутствует везде, и в психоанализе, и в гуманистической терапии, и в суггестивной терапии, и в экзистенциальной терапии. Какое бы направление мы ни взяли, супервизия будет включать в себя развитие психотерапевтического мышления. И здесь важно не навязывать, а понять, определить способ мышления супервизируемого и помогать ему в дальнейшем развитии; увидеть те недостатки, стереотипы, которые ему мешают, дать возможность развить и реализовать свой личностный потенциал. И сначала — подхватить то, что есть, и позволить ему во всем исходить из собственных представлений.

Обратная связь между личностным ростом супервизора через супервизию постоянна. Супервизия — это сотрудничество, постоянное общение. Естественно, что и психотерапевт, и супервизируемый должны постоянно получать в процессе что-то новое. Либо — самое простое — что-то новое о пациенте, либо друг о друге, либо, конечно, каждый о себе. Каждый должен развиваться. Есть еще и вариант видеозаписи супервизионного процесса и последующий его анализ.