История развития семейной политики в России

В XX веке производственная деятельность людей, не переставая быть источником средств существования семьи, переместилась за ее пределы и превратилась для многих десятков миллионов людей в труд за зарплату. Семейные и производственные обязанности отделились друг от друга в пространстве и времени, их сочетание резко усложнилось, выросло в особую социальную проблему.

В СССР эта проблема приобрела большую остроту - во многом из-за одностороннего подхода к ее решению. Долгое время ставка делалась на максимальное освобождение людей от семейных обязанностей (прежде всего за счет развития общественного воспитания детей), то есть за счет приспособления к новой ситуации только одной из взаимодействующих сторон - семьи. Производство же чувствовало себя свободным, от каких бы то ни было встречных обязательств. Сложившаяся структура рабочих мест, преобладающие режимы работы практически не учитывают семейных интересов человека. Попытки расширить возможности выбора условий труда, режимов работы и т. п. пока предпринимаются больше на словах, нежели на деле. У женщин в наиболее активных рабочих возрастах затраты времени, отдаваемого производству, почти такие же, как у мужчин. Их трудовая жизнь строится без учета особых семейных ролей женщины, производство, использующее женский труд, не предоставляет им никакого выбора. Женщины, сочетающие семейные и производственные функции, несут двойную трудовую нагрузку.

Россия как социальное целое 90-х лет ХХ века продемонстрировала миру затяжной процесс саморазрушения. Переход от административной, планово-распределительной к рыночной системе хозяйствования в нашей стране негативно отразился на институте семьи, который по отношению к обществу выступает как социальный институт более низкого уровня. Как показывают результаты многолетнего социологического мониторинга РНИС и НП, за период ельцинского правления, осуществления рыночных реформ, в массовом сознании российского общества имели место глубокие качественные изменения, затронувшие его рациональные, волевые и психоэмоциональные компоненты. А поскольку семья как социальная структуру консервативна, вышеперечисленные изменения и довольно резкие перемены в общественном устройстве дезориентировали институт семьи.1

Условное начало периоду рыночных реформ положила так называемая перестройка общества, начатая М.С.Горбачёвым в середине 80-ых годов ХХ века. Но переход на принципиально иные условия существования наша страна переживает с возникновением процесса суверенизации республик в составе СССР и его распада, давшего толчок рыночным реформам. Реформы были предприняты по всем основным направлениям развития страны: экономике, производству и потреблению, в военно-промышленной и сельскохозяйственных сферах, в образовании и здравоохранении, в культуре, пенсионном обеспечении, социальном страховании и т.п. Предполагалось, что введение рыночных механизмов рыночной регуляции процессов производства и потребления позволит вывести страну на более высокий уровень экономического развития. В итоге по основным экономическим показателям Россия оказалась далеко позади не только капиталистических, но и иных бывших социалистических стран.

Между тем, как отмечают исследователи, в России было проведено 12 реформ и контрреформ. При этом ни одна из них не была закончена и не увенчалась успехом. Более того, каждая из проводимых реформ сопровождалась социальными, экономическими, политическими, психологическими издержками, ведущими к национальному кризису. В частности, уже с первых шагов по реформированию экономики страны молодыми реформистами (Е.Т.Гайдар, А.Б.Чубайс, С.В.Кириенко и другие) стало ясно, что события развиваются отнюдь не по тому сценарию, который был предусмотрен в их начале.[2]

Семейная политика 1990-х гг. была направлена на коренное изменение сложившегося положения. Необходимо было добиться, чтобы все производственные структуры в своей организации и деятельности, по возможности, учитывали требования семейной жизни на разных ее этапах, предоставляли широкий выбор режимов работы и заработка мужчинам, женщинам, а в какой-то мере и подросткам, и позволяли людям сообразовывать производственную деятельность со своими семейными обстоятельствами. В идеале каждому человеку, желающему работать, но ограниченному в своих возможностях необходимостью воспитания детей, ухода за больными, престарелыми и т. п., должна быть доступна работа по его силам и возможностям.[3]

Перейти на страницу: 1 2