Развитие прикладной социологии.

(англ. applied sociology) — совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. В США П. с. называют также “проблемно ориентированной”, “прикладной социальной наукой”, “ориентированной на клиента”, в то время как академической социологией считается фундаментальная, базисная, чистая, “ориентированная на дисциплину” наука. П. с.— это социол. работа, сделанная для кого-то. Обычно это клиент или заказчик: гос. учреждение, правительственные организации, частная фирма, федеральные органы власти и др. П. с. в США отличается от академической не только содержанием и характером научной деятельности. Главное здесь — ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия. Она иначе связана с заказчиком, здесь приняты др. критерии оценки конечного рез-та, оплаты труда и профессиональной карьеры, в гораздо большей степени прикладники зависят от экономического положения компании-работодателя и конъюнктуры на рынке труда. Исторические корни П. с. восходят к работам де Токвилля, Дюркгейма, Смолла. Последний еще в 1895 г. высказал идею о необходимости прикладных работ в амер. социологии. Именно с этого момента специалисты начинают периодизацию П. с. и выделяют три этапа. Для ранней фазы (1895— 1920) характерен интерес к социальным реформам, понимание научной теории как совокупности филос. рассуждений об идеальной модели об-ва, а ее практического использования — скорее как подвижнического акта одиночки, чем запланированной системы мероприятий. С 1920 по 1950 г. приоритетным направлением в амер. социологии становятся эмпирические исследования, начало к-рым положили представители чикагской школы. Интенсивно разрабатываются методология, статистические методы анализа и техника сбора информации. Большая заслуга в институционализации эмпирической и П. с. принадлежит Лазарсфельду. В начальный период своей деятельности он основал в Германии небольшое частное предприятие под названием “Экономико-психологический исследовательский ин-т”, в к-ром со своими коллегами-студентами бихлеровского семинара проводил коммерческие исследования. Эмигрировав в 1934 г. в США, Лазарсфельд перенес на амер. почву принципы организации научного предприятия неуниверситетского типа. В послевоенный период ин-ты П. с. быстро появляются при амер. и европ. ун-тах. Ныне в США насчитывается большое число организаций (крупных и мелких, гос. и частных), занимающихся исследованиями, рез-ты к-рых оформляются в социоинженерные проекты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Нек-рые крупные учреждения подобного типа содержат в своем штате больше ученых с докторской степенью, чем мн. признанные ун-ты. В 1980 г. около 14,5 тыс. социологов (69,5% их общего числа) трудились в ун-тах и колледжах США, а 6,8 тыс.— в П, с. (частный бизнес, неприбыльные организации, правительство и т. д.). В ближайшее время, как ожидают, количество социологов-прикладников будет быстро возрастать. Все более популярными в стране становятся курсы по П. с. Если в 1970 г. из 241 социол. отделения в ун-тах и колледжах только 11% имели такие курсы, то в 1979 г.— уже 44%. Студенты практикуются как в полевых исследованиях, так и по месту будущей работы (напр., госпиталь, юридическая фирма). В амер. социологии прикладников различают в зависимости от того, какими методами они оперируют. Выделяются два главных —социальная инженерия и клиническая социология. Инженер-социолог чаще пользуется маломасштабными дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (напр., молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача “клинического социолога” — поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить “терапевтические” меры. Так, социоинженер разрабатывает новую форму брачного контракта, а “клиницист” просвещает молодоженов о том, как им лучше распределить обязанности по уходу за ребенком. Первый, обобщив данные о финансовом положении компании, делах на рынке сбыта и технологии производства, предлагает перестроить управленческую структуру, а второй проводит психологический тренинг с менеджерами с целью переориентировать их сознание. Как правило, оба специалиста работают в тесном контакте. Информация, полученная социологом,— это собственность корпорации, к-рая вольна поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, запретить публикацию или, наконец, внедрить в практику.