Идея призрения детей-сирот на Руси

Социальное сиротство представляет собой сложную проблему, включающую как вопросы материального обеспечения условий жизнедеятельности детей-сирот, так и социально-психологические вопросы формирования их личности.

Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского учения в период оформления феодального строя (с 988 г.). Забота о сиротах в те времена возлагалась на князей и церковь. Она сводилась, в основном, к подаче милостыни и кормлению сирот и рассматривалась как «богоугодная акция». Так, князь Владимир I возложил призрение за детьми-сиротами на духовенство (996 г.), в то же время и сам заботился о них, раздавая великую милостыню.(1,с.54)

Во времена «Русской правды» (1072 г.), основного закона древнерусского государства, заботу о сиротах проявляли князь Ярослав Мудрый и его сыновья (Ярославичи). Великий князь Ярослав даже учредил училище для сирот, где призревались и обучались на его средства 300 юношей.

Особенно заботился о сиротах внук Ярослава Мудрого — князь Владимир Мономах, который оставил для наших потомков замечательный литературно-педагогический памятник XII в. «Поучение Владимира Мономаха детям». Детям он завещал защищать сироту и учил: «Всего же паче убогих не забивайте, но . по силе кормите, снабдите сироту». Большое внимание он уделял религиозному воспитанию детей-сирот, любви к ближнему, страждущему, формированию других нравственных качеств, соответствующих христианской морали и канонам русской православной церкви.(1,с.13)

В царствование Ивана Грозного призрение детей-сирот уже входило в круг задач государственных органов управления, так называемых приказов. В частности сиротскими домами ведал церковный патриарший приказ.

Оказывалась помощь бедным и сиротам во времена правления Бориса Годунова (1598—1605), Василия Шуйского (1606—1610), Алексея Михайловича (1646—1676), особенно в периоды народных бедствий и в неурожайные годы.

При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти.

В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами «сирых и убогих», а также сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.(5, с.76)

В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны». Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи государственного призрения, в основе которой лежали «нужды государства и забота о пользе населения».(1,с.69)

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Подобного рода закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних. А оставшийся без родителей ребенок «бил челом во двор к лицу, согласившемуся взять его к себе», чем обеспечивал себе пропитание. Такая система устройства существовала долго — до конца XVIII века. Так, городские наказы 1767 г. позволяли удовлетворять ходатайство купцов закреплять за ними сирот и «нищенских» детей.

Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмоно-Успенском монастыре воспитательный

дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Один из первых в истории крупных воспитательных домов для подкидышей был открыт в Италии Миланским архиепископом в 787 г. Поэтому митрополит Иов в практике воспитания беспризорных детей опирался на международный опыт. В дальнейшем воспитательные дома возникали и при других монастырях и церквах. Строились тогда и богадельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети.

Перейти на страницу: 1 2