Рассмотрение пресс-конференции как модели коммуникативного акта

Так или иначе, все модели коммуникации коммуникативного акта основываются на модели Шенонна-Вивера. Эта модель является линейной, когда информация передается от источника, коммуникатора через определенные каналы к адресату и конечной цели. Эта линейная модель вскоре была дополнена понятием обратной связи и стала основой для большинства других моделей.[12]

Любая коммуникативная модель в ее традиционном понимании с коммуникантами – говорящими и слушающими, текстом, процессом передачи информации и ее понимания ситуацией коммуникативного акта, практическими и коммуникативными целями, по своей сути остается лингвистической моделью коммуникации не зависимо от сферы общественной действительности. Исходя из этого исследование моделей коммуникативных актов пресс-конференции, содержания, структуры и динамики в разных областях составляет компетенцию разных общественных наук: лингвистической науки, филологии, репортерского дела, рекламной коммуникации, маркетинговых коммуникаций и прочих. Мы же коснемся именно основ теории коммуникации в нашей работе.

С точки зрения теории коммуникации мы рассматриваем пресс-конференцию как коммуникативный социальный акт. Основываясь на модели Шеннона, мы можем выделить основные элементы пресс-конференции, как коммуникативного акта.

1. Коммуниканты – и организаторы пресс-конференции и приглашенные

2. Обстоятельства общения – организационная форма пресс-конференции

3. Система коммуникативных замыслов и целей: коммуникативные планы стратегического или тактического характера.

Цель: вызвать у делового партнера или журналистов определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

4. Коммуникативные процессы - различные когнитивные операции, из которых складываются главные индивидуальные процедуры каждого коммуниканта - вербализация и понимание, а также совместная процедура управления ходом взаимодействия - Коммуникативная интеракция.

5. Коммуникативный текст - речевые произведения, поочередно создаваемые коммуникантами.

6. Условия организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.

7. Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой слушающих и включение их кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов слушателей; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия.

8. Ожидаемый результат: привлечение партнера или журналистов на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.

Но модель Шенонна игнорирует семантический, смысловой характер речи. Поэтому для массовой коммуникации, на подобии пресс-конференции, подходит модель Герберта Пола Грайса.

Говорящий S, (организатор пресс-конференции) вкладывая свой смысл (то, что он имеет в виду) в высказывание x, манифестирует (реализует) свои интенции, намерения: (i1) - он намерен произнесением x вызвать определённую реакцию r в аудитории (это коммуниканты – журналисты или партнеры) A; (i2) – он хочет, чтобы A распознала его намерение i1, а также (i3) - чтобы распознание намерения i1 со стороны А явилось основанием или частичным основанием для реакции r . Для успеха коммуникации необходимы все три типа интенций. (рисунок 1)[13]

Рисунок 1. Инференционная модель коммуникации Г.П. Грайса

Перейти на страницу: 1 2 3 4