Причины снижения эффективности деятельности органов местного самоуправления

Для более детального изучения описанной проблемы при участии автора было проведено два социологических исследования, отражавших мнения глав администраций муниципальных образований и рядовых служащих соответствующих администраций. В ходе исследования были выявлены серьезные различия во мнениях глав и служащих не только на основные проблемы муниципальных образований, но и на сущностные особенности объектов их управления как целостной системы.

Так, главы, и сотрудники администраций сходятся во мнении, что их муниципальное образование располагает природными условиями (32% глав и 30% служащих) и уникальными природными ресурсами (17% глав и 14% служащих) для улучшения социально-экономической ситуации. Зато значительна разница в оценке главами и сотрудниками выгодности географического положения и промышленного профиля муниципального образования.

В первом случае высокую оценку дали около трети глав (31%) и половина служащих (52%), во втором случае – 12% и 43% соответственно. Таким образом, очевидна неполная информированность, как руководителей муниципальных образований, так и обычных служащих об объекте управления, что в свою очередь во многом объясняется тем, что на местах не всегда проводятся специальные исследовательские работы, результаты которых могли бы четко охарактеризовать основные составляющие ресурсной базы муниципального образования. Чаще всего такие работы не проводятся в силу элементарной нехватки средств в муниципальном образовании для оплаты экспертных услуг. Другой причиной отсутствия таких работ является низкая осознанность муниципальными служащими высокой значимости таких сведений.

Также серьезные расхождения во мнениях экспертов наблюдаются при анализе ответов на вопросы, касающиеся возможных причин беспокойства, возникающего среди населения. Примечателен тот факт, что анализируемые причины оценивают как высоко актуальные в большей мере рядовые служащие, чем главы администраций. Кроме того, разница во мнениях руководителей и служащих по отдельным позициям достигает нескольких раз. В этом плане все ответы респондентов можно разбить на три группы: первая группа – соотношение согласий по данной проблеме глав и служащих не превышает двух раз; вторая группа – соотношение согласий колеблется от двух до трех раз; третья группа – разница в соотношении значительно превышает три раза. Причем, ответы респондентов распределились по группам таким образом, что их можно даже классифицировать по общему основанию.

Так, в первую группу попали проблемы, актуальность которых для населения велика, и по мнению глав, и по мнению служащих. К ним относятся: низкий уровень доходов работающего населения (77% и 72% соответственно); пьянство, алкоголизм (73% и 81% соответственно); повышение цен на услуги ЖКХ (65% и 87% соответственно); низкий уровень доходов пенсионеров (56% и 68% соответственно); рост цен на продукты и товары первой необходимости (55% и 69%). Актуальность представленных проблем оценивается практически одинаково всеми респондентами, поскольку они имеют общенациональный характер и их решение является первостепенным. Кроме того, решение этих проблем напрямую зависит не столько от органов местного самоуправления, сколько от решений, принимаемых на федеральном уровне.

Во вторую группу попали проблемы, оценка актуальности которых хоть и не намного, но расходится между главами и рядовыми служащими. Таких проблем на порядок больше, чем предыдущих и существует необходимость разделить их на две подгруппы. Первая подгруппа представлена такими общечеловеческими проблемами как проблемы молодежи и подрастающего поколения (47% и 76% соответственно); напряженные отношения между людьми, озлобленность (29% и 54% соответственно); кризис морали и нравственности (22% и 66% соответственно). Вторую подгруппу составляют проблемы, касающиеся непосредственно условий жизни населения: жилищная проблема (39% и 64% соответственно); плохое состояние ЖКХ (37% и 64% соответственно); медицинское обслуживание (32% и 80% соответственно); ограниченные возможности для культурного развития и проведения досуга (26% и 43% соответственно); транспортное обслуживание (8% и 28% соответственно). Интересно, что такой элемент социальной сферы как образование, проблемы его качества и доступности, по числовому соотношению уходит в третью группу причин, т.к. разница составляет около семи раз (7% и 52% соответственно). Надо сказать, что существенная разница в ответах глав и служащих по проблемам второй группы, наталкивает на мысль о том, что главы с одной стороны, с высоты своего социального положения просто не обращают внимания на ряд проблем общечеловеческого характера, а с другой, не уделяют должного внимания проблемам, решение которых входит в непосредственную сферу их компетенции.

Перейти на страницу: 1 2