Отечественные и зарубежные концепции в изучении юношеского возраста

Юность – переломный момент, то особое сочетание внутренних и внешних процессов развития и обусловливают и динамику психологического становления человека как индивида и личности. Предполается 2 процесса: натуральный ряд (биологическое созревание) и социальный ряд (становление как личности). Социализация – это те влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, поведению в коллективе. Наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) по временным рамкам не совпадают.

Социально-психологический ряд.

Главными понятиями в анализе юности являются – социализация и социальная роль. Важные особенности юношеского развития определяются сменой ролей. Укрепляется независимость от привычных авторитетов, перемещение центра его общения и компании сверстников, возрастает значимость мнений и оценок других людей, приводящая к сдвигам, обусловленным как культурным, так и социальными факторами. Изменение образа жизни приводит к переосмыслению Я-концепции при интенсивном процессе социализации. Путь юношеского развития – это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, конфликтами. В детстве роли определяли взрослые, с наступлением юности ― задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения [4].

Особенности идентификации – обособления в контексте проблем личности.

В теории психосоциального развития Эриксон обосновал идеи стадий развития личности. Юность, по Эриксону, отличается внутренней готовностью к уподоблению себя значимому другому на основании эмоциональной связи с ним. Как писал Э. Эриксон, переживание психической или сущностной идентичности в юношеском возрасте развивает личность в высшей степени. Идентификация в юности отличается от первичной идентификации ребёнка с матерью и отцом. В юности вторичная идентификация происходит через рефлексию и эмоции. Идентификация обеспечивает субъекту присвоение свойств и качеств реального человека. Позволяет преобразовывать себя по образцу, эталону, когда юношеская сензитивность к социальным образцам позволяет в высшей степени достигать самоотождествления с образцом. Согласно Э. Эриксону, осознание себя требует психологической взаимности, соответствия между представлениями человека о себе и тем, как его воспринимает окружение. Утверждение Эриксона о связи самовоспитания с социальной реальностью имеет большое значение. Если молодой человек не принят отдельным лицом, это мешает в утверждении собственного Я. Идентификация в контексте социального пространства личности в юности показательна. Сейчас молодой человек ищет, какую идентичность выбрать для себя. Как отмечал Эриксон, в этом периоде происходит либо Я-идентичность либо при неблагоприятном исходе – смешение ролей [9, с. 256].

Учёные пришли к выводу о зависимости особенностей юноши от социальных условий. Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Нет ни одного сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов.

К социально-экономическим различиям добавляются национальные, этнокультурные особенности. По мнению знаменитого этнографа Рут Бенедикт(1881–1948), сравнивающего всех детей в разных обществах – во многих культурах нет резкого контраста между взрослыми и ребёнком. Дети имеют свои обязанности, включены в труд взрослых, несут ответственность. С возрастом это всё увеличивается постепенно. Ребёнок постепенно учится, и плавно переходит во взрослую жизнь. В обществах с высоким промышленным развитием – период перехода от детства к взрослости протекает иначе, складывается неблагополучная ситуация: в детстве ребёнок усваивает то, что ему пригодится как взрослому. Возникают сложности.

Перейти на страницу: 1 2 3