Введение

Процесс социализации - важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности подростка-старшеклассника, его жизненную позицию оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации (сюда относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, систему Интернет), без которых современный мир немыслим. Поэтому особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками получаемыми через средства массовой информации.

Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает активно пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Кроме того, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.

На СМИ как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе:

1) информационная (является источником разнообразной информации);

2) рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);

3) релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении[6].

Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".

В связи с тем, что самоизменение человека в процессе социализации под воздействием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор, учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Так, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в том случае, когда деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".

Актуальность

исследования средств массовой информации, в частности телевидения, как фактора социализации старшеклассников обусловлено тем, что проблема влияния телевидения на социализацию:

- затрагивает ценности всего общества;-    касается многих;-    в отношении этой проблемы в обществе существуют разные позиции;-    на эту социальную проблему есть ответная реакция;-    поведение членов общества относительно исследуемой проблемы ярко выражено.Данная работа определяет противоречие между общественными потребностями и потребностями отдельной личности, что выражается в следующем:с одной стороны обществу необходимо получать самую различную информацию, а с другой стороны, каждый человек воспринимает полученную информацию по-разному и подвержен её негативному влиянию.

Проблемой

исследования является создание социально-педагогических условий для успешной социализации старшеклассников в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным телевидением. Для решения данной проблемы социальному педагогу требуется не только знание методик и технологий работы, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в телесмотрении. Социальный педагог должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности телевидения в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание и социальное благополучие каждого учащегося.

Цель курсовой работы

: изучение социализации учеников старших классов под влиянием телевидения.Объект исследования

: процесс социализации старшеклассников.Предмет исследования:

условия влияния телевидения на процесс социализации старшеклассников.

Задачи:

1) раскрыть сущность понятий «социализация» и «процесс социализации».

2) выделить компоненты процесса социализации: агенты, факторы и виды.

3) указать особенности социализации старшеклассников.

4) охарактеризовать основные виды СМИ и определить их роль в процессе социализации личности.

5) рассмотреть возможные последствия воздействия телевидения на старшеклассников.

6) провести практическое исследование уровня социализированности старшеклассников под влиянием телевидения и провести анализ результатов.

7) результаты исследования оформить в таблицы и диаграммы.

8) дать практические рекомендации социальному педагогу по использованию телевидения в работе со старшеклассниками.

Гипотеза

исследования заключается в том, что, подверженные негативному влиянию телевидения старшеклассники имеют средний или низкий уровень социализированности.

Теоретико-методологическими основами исследования

являются научная литература по психологии и педагогике, педагогические и социологические журналы, пособия по педагогике и психологии для студентов вузов, материалы научно-статистических исследований по теме курсовой работы.